Вы здесь

Информационно-аналитическая справка об итогах деятельности Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации на территории Свердловской области за 2018 год

 

I. Участие Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в нормотворческой деятельности
органов государственной власти Свердловской области

 

В соответствии с подпунктом 10 пункта 6 положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области участвует в пределах компетенции в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации.

В соответствии с заключенными соглашениями с органами государственной власти Свердловской области Главным управлением проводится правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, на постоянной основе принимается участие в работе комитетов, комиссий и рабочих групп, а также в заседаниях Законодательного Собрания Свердловской области при рассмотрении, обсуждении и доработке проектов нормативных правовых актов.

Согласно положениям Областного закона от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, экспертиза проектов нормативных правовых актов Свердловской области и нормативных правовых актов Свердловской области осуществляется органами юстиции и иными государственными органами Российской Федерации.

На основании Регламента Законодательного Собрания Свердловской области, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 16.12.2014 № 1924-ПЗС «О Регламенте Законодательного Собрания Свердловской области», представители Главного управления присутствуют на открытых заседаниях Законодательного Собрания Свердловской области, имеют право на выступление на заседании Законодательного Собрания Свердловской области по вопросам соблюдения норм юридической техники, наличия противоречий в законодательстве и иным юридическим вопросам, возникающим в ходе рассмотрения законопроектов и иных проектов правовых актов. Законопроекты, проекты постановлений Законодательного Собрания Свердловской области, документы и материалы, необходимые для рассмотрения вопросов на заседании Законодательного Собрания Свердловской области, обязательное представление которых предусмотрено областным законодательством, не менее чем за три дня до заседания, вместе с проектом повестки заседания, направляются в Главное управление. Законопроект, принятый к рассмотрению Законодательным Собранием Свердловской области, направляется председателем Законодательного Собрания Свердловской области для подготовки заключения не позднее чем на следующий день после принятия решения о принятии законопроекта к рассмотрению Законодательного Собрания Свердловской области.

В 2018 году поступило 648 проектов нормативных правовых актов, что на 13,9% больше, чем в 2017 году (569 проектов).

В 2018 году рассмотрены и подготовлены экспертные заключения в отношении 664 проектов, что на 17,5% больше, чем в 2017 году (565 проектов).

В 2018 году в отношении 353 проектов высказаны замечания и предложения, экспертные заключения направлены в Законодательное Собрание Свердловской области и органы исполнительной власти Свердловской области; в 2017 году – в отношении 345 проектов.

В 2018 году противоречия федеральному законодательству выявлены в 18 проектах; в 2017 году – в 28 проектах.

Причинами выявленных в проектах противоречий, как правило, являются не учтенные разработчиками последние изменения федерального законодательства.

В 2018 году учтены замечания Главного управления по противоречию федеральному законодательству в отношении 7 проектов, в 2017 году – в отношении 8 проектов.

В 2018 году без замечаний рассмотрено 311 проектов, в 2017 году – 220 проектов.

В 2018 году снято с рассмотрения 2 проекта, в 2017 году – 4 проекта.

В 2018 году с участием представителей Главного управления в работе рабочих групп, комитетов и комиссий Законодательного Собрания Свердловской области рассмотрено 104 проекта, в 2017 году – 126 проектов.

Следует отметить, что активная и своевременная работа с проектами нормативных правовых актов позволяет существенно сократить случаи принятия органами государственной власти Свердловской области региональных нормативных правовых актов, содержащих различные нарушения и недостатки.

 

II. Правовая экспертиза нормативных правовых актов
органов государственной власти Свердловской области

 

В соответствии с подпунктом 13 пункта 6 положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В 2018 году на правовую экспертизу поступило 2660 нормативных правовых актов, что на 14,3 % больше по сравнению с 2017 годом – 2328.

В 2018 году проведена правовая экспертиза в отношении 2435 нормативных правовых актов, что на 9 % больше по сравнению с 2017 годом – 2235, из них: 1 устав Свердловской области, 269 Законов Свердловской области, 15 постановлений Законодательного Собрания Свердловской области, 146 указов Губернатора Свердловской области, 831 постановление Правительства Свердловской области, 1173 акта иных органов исполнительной власти Свердловской области.

Повышение указанных показателей явилось следствием проводимой Главным управлением работы по обеспечению направления на правовую экспертизу нормативных правовых актов органов исполнительной власти Свердловской области, в частности, утверждающих административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг, а также принятых в сферах государственной гражданской службы и противодействия коррупции.

В 2018 году в 17 случаях (0,7 % от общего числа проведенных правовых экспертиз) подготовлены экспертные заключения с выводами о несоответствии федеральному законодательству, в 2017 году – в 30 случаях.

Все нормативные правовые акты, в которых по результатам экспертиз выявлены противоречия федеральному законодательству, можно классифицировать по сферам правового регулирования следующим образом:

в сфере предоставления органами государственной власти государственных услуг – 11;

в сфере государственной гражданской службы – 4;

в сфере исполнения органами государственной власти государственных функций – 1;

в сфере рассмотрения обращений граждан – 1.

Несоответствия связаны с наличием в правовых актах норм и положений, противоречащих федеральному законодательству. Причиной выявленных несоответствий, как правило, являются изменения в федеральном законодательстве.

Экспертные заключения о несоответствии федеральному законодательству направлены в орган, принявший акт, а также в Прокуратуру Свердловской области.

В отношении 10 экспертных заключений из органов государственной власти, издавших соответствующие нормативные правовые акты, получены официальные ответы с выражением официальной позиции о согласии с выводами, содержащимися в экспертных заключениях.

В 2018 году в соответствии с экспертными заключениями Главного управления (в том числе подготовленными в 2016 – 2017 годах) устранены нарушения федерального законодательства в 15 нормативных правовых актах.

По состоянию на 31.12.2018 статус несоответствующих федеральному законодательству имеют 9 нормативных правовых актов Свердловской области.

 

III. Осуществление мониторинга регионального законодательства

 

В соответствии с подпунктом 11 пункта 6 положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области подготавливает обзоры нормотворчества субъекта (субъектов) Российской Федерации в соответствующей сфере правоотношений.

В соответствии с поручениями Минюста России, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и в целях соблюдения полноты правового регулирования по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, подготовлены:

обзор нормотворчества субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа в сфере государственной гражданской службы;

обзор нормотворчества субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа в сфере профилактики экстремизма;

обзор нормотворчества субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей субъектами Российской Федерации с иностранными партнерами в связи с принятием Федерального закона от 26.07.2017 № 179-ФЗ
«Об основах приграничного сотрудничества»;

информация по результатам анализа полноты и достаточности нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа по вопросам управления контрактной системой и контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

информация по результатам анализа полноты и достаточности нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа, регулирующей порядок управления и распоряжения государственным имуществом, в том числе организацию его продажи (приватизации), а также порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества;

информация по результатам анализа полноты и достаточности нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа по вопросам исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа законодательства о предоставлении и использовании субвенций из федерального бюджета на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан;

информация по результатам анализа полноты осуществляемого органами государственной власти Свердловской области правового регулирования по вопросам обращения с отходами производства и потребления;

информация по результатам анализа полноты и достаточности нормативной правовой базы Курганской и Челябинской областей по вопросам обеспечения конституционных прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления;

информация по результатам анализа перечней видов регионального государственного контроля (надзора), осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на предмет включения в указанные перечни всех видов регионального государственного контроля (надзора), отнесенного федеральным законодательством к полномочиям субъектов Российской Федерации.

IV. Государственная регистрация уставов муниципальных образований

 

В соответствии с подпунктом 23 пункта 6 положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

В 2018 году на государственную регистрацию поступило 290 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, что на 4% больше по сравнению с 2017 годом – 279.

Зарегистрирован 261 муниципальный правовой акт о внесении изменений в уставы муниципальных образований, что на 13,5% больше по сравнению с 2017 годом – 230.

В отношении 22 муниципальных правовых актов было принято решение об отказе в государственной регистрации, что составляет 7,6% от общего количества муниципальных правовых актов, поступивших на регистрацию.

В 2017 году было принято решение об отказе в государственной регистрации в отношении 25 муниципальных правовых актов, что составило 9% от общего количества муниципальных правовых актов, поступивших на государственную регистрацию.

В 2018 году было возвращено 7 пакетов документов (в 2017 году – 11). В процентном выражении данный показатель составил 2,4% от общего числа муниципальных правовых актов, находившихся на государственной регистрации. Аналогичный показатель 2017 года составил 4%.

В государственный реестр муниципальных образований включены все 94 муниципальных образования, расположенных на территории Свердловской области, из них: 68 городских округов, 5 муниципальных районов, 5 городских и 16 сельских поселений.

В целях обеспечения соответствия уставов муниципальных образований действующему законодательству Главным управлением рассмотрен 291 проект муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, что на 8,6% больше по сравнению с 2017 годом – 268. В 223 проектах были выявлены различного рода нарушения действующего законодательства (показатель 2017 года – 216). Главным управлением самостоятельно разработано и предложено главам муниципальных образований 3 проекта муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований
(в 2017 году – 3).

Кроме того, Главному федеральному инспектору в Свердловской области ежемесячно направляется информация о количестве зарегистрированных уставов муниципальных образований, уставов, несоответствующих федеральному законодательству, уставов, находящихся на регистрации.

Практически все предоставленные на государственную регистрацию в 2018 году муниципальные правовые акты направлены на приведение уставов муниципальных образований в соответствие с действующим федеральным и областным законодательством.

В целях взаимодействия с прокуратурой Свердловской области заключено соглашение по вопросам обмена информацией, во исполнение которого Главным управлением в прокуратуру Свердловской области ежемесячно направляется информация о соответствии уставов муниципальных образований Свердловской области федеральному законодательству.

Указанная информация также направляется в Правительство Свердловской области и Законодательное Собрание Свердловской области.

Управляющим управленческих округов Свердловской области ежеквартально направляется информация о приведении уставов муниципальных образований Свердловской области в соответствие с федеральным законодательством.

Информация о мерах прокурорского реагирования в Главное управление не поступает.

В рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления Главным управлением проводились следующие мероприятия:

- регулярно предоставляются разъяснения по вопросам внесения изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, а также по надлежащему оформлению документов для их представления на государственную регистрацию, по указанным вопросам ведется личный прием представителей муниципальных образований, а также их постоянное консультирование по телефону «горячей линии»;

- принято участие в 291 рабочей группе по разработке проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (за 2017 год – в 268 рабочих группах);

- принято участие в семинаре для специалистов аппаратов представительных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, а также заседании Координационного совета представительных органов муниципальных образований Южного управленческого округа Свердловской области, посвященном актуальным вопросам порядка принятия, подписания, представления на государственную регистрацию и вступления в силу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований;

- разработано 3 проекта модельных изменений в уставы муниципальных образований.

За период с 1 сентября 2005 года по настоящее время решений судов и информации об обжаловании регистрационных действий, в том числе отказов в регистрации уставов муниципальных образований, не поступало.

 

V. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
органов государственной власти Свердловской области
и уставов муниципальных образований

 

В соответствии с подпунктами 18 и 19 пункта 6 положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014
№ 25, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.

В 2018 году антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 2435 нормативных правовых актов Свердловской области, что на 9 % больше по сравнению с 2017 годом – 2235.

По результатам проведенных в 2018 году антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов Свердловской области коррупциогенные факторы выявлены в 1 нормативном правовом акте Свердловской области (определение компетенции по формуле «вправе», выборочное изменение объема прав). Аналогичный показатель 2017 года – 1.

В настоящее время выявленные коррупциогенные факторы устранены.

В 2018 году антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 283 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, что на 11 % больше по сравнению с 2017 годом – 255.

По результатам проведенных антикоррупционных экспертиз в 1 муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования выявлены коррупциогенные факторы. Показатель 2017 года – 0.

Выявленными коррупциогенными факторами явились широта дискреционных полномочий органов местного самоуправления, определение компетенции органов местного самоуправления по формуле «вправе», а также нормативные коллизии.

В настоящее время выявленные коррупциогенные факторы устранены.

Кроме того, в 2018 году коррупциогенные факторы выявлены в 12 проектах  региональных и муниципальных нормативных правовых актов, в 2017 году –
в 6 проектах региональных и муниципальных актов.

Следует отметить, что активная и своевременная работа с проектами нормативных правовых актов позволяет существенно сократить случаи принятия органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления региональных и муниципальных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.

28 апреля 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).