Вы здесь

Информационно-аналитическая справка об итогах деятельности Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации на территории Свердловской области за 2019 год

I. Участие Главного управления Министерства юстиции Российской

Федерации по Свердловской области в нормотворческой деятельности
органов государственной власти Свердловской области

 

В соответствии с подпунктом 10 пункта 6 положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее – Главное управление) участвует в пределах компетенции в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации.

В соответствии с заключенными соглашениями с органами государственной власти Свердловской области Главным управлением проводится правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, на постоянной основе принимается участие в работе комитетов, комиссий и рабочих групп, а также в заседаниях Законодательного Собрания Свердловской области при рассмотрении, обсуждении и доработке проектов нормативных правовых актов.

Согласно положениям Областного закона от 10.03.1999 № 4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области» в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, экспертиза проектов нормативных правовых актов Свердловской области и нормативных правовых актов Свердловской области осуществляется органами юстиции и иными государственными органами Российской Федерации.

На основании Регламента Законодательного Собрания Свердловской области, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 16.12.2014 № 1924-ПЗС «О Регламенте Законодательного Собрания Свердловской области», представители Главного управления присутствуют на открытых заседаниях Законодательного Собрания Свердловской области, имеют право на выступление на заседании Законодательного Собрания Свердловской области по вопросам соблюдения норм юридической техники, наличия противоречий в законодательстве и иным юридическим вопросам, возникающим в ходе рассмотрения законопроектов и иных проектов правовых актов. Законопроекты, проекты постановлений Законодательного Собрания Свердловской области, документы и материалы, необходимые для рассмотрения вопросов на заседании Законодательного Собрания Свердловской области, обязательное представление которых предусмотрено областным законодательством, не менее чем за три дня до заседания, вместе с проектом повестки заседания, направляются в Главное управление. Законопроект, принятый к рассмотрению Законодательным Собранием Свердловской области, направляется председателем Законодательного Собрания Свердловской области для подготовки заключения не позднее чем на следующий день после принятия решения о принятии законопроекта к рассмотрению Законодательного Собрания Свердловской области.

В 2019 году поступило 987 проектов нормативных правовых актов,
что на 52,3% больше, чем в 2018 году (648 проектов).

В 2019 году рассмотрены и подготовлены экспертные заключения в отношении 934 проектов, что на 40,7% больше, чем в 2018 году (664 проекта).

В 2019 году в отношении 524 проектов высказаны замечания и предложения, экспертные заключения направлены в Законодательное Собрание Свердловской области и органы исполнительной власти Свердловской области; в 2018 году –
в отношении 353 проектов.

В 2019 году противоречия федеральному законодательству выявлены в 33 проектах; в 2018 году – в 19 проектах.

Причинами выявленных в проектах противоречий, как правило, являются не учтенные разработчиками последние изменения федерального законодательства.

В 2019 году учтены замечания Главного управления по противоречию федеральному законодательству в отношении 22 проектов, в 2018 году –
в отношении 7 проектов.

В 2019 году без замечаний рассмотрено 410 проектов, в 2018 году –
311 проектов.

В 2019 году снято с рассмотрения 3 проекта, в 2018 году – 2 проекта.

В 2019 году с участием представителей Главного управления в работе рабочих групп, комитетов и комиссий Законодательного Собрания Свердловской области рассмотрен 121 проект, в 2018 году – 104 проекта.

Следует отметить, что активная и своевременная работа с проектами нормативных правовых актов позволяет существенно сократить случаи принятия органами государственной власти Свердловской области региональных нормативных правовых актов, содержащих различные нарушения и недостатки.

 

II. Правовая экспертиза нормативных правовых актов
органов государственной власти Свердловской области

 

В соответствии с подпунктом 13 пункта 6 положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, Главное управление проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В 2019 году на правовую экспертизу поступило 2820 нормативных правовых актов, что на 6% больше по сравнению с 2018 годом – 2660.

В 2019 году проведена правовая экспертиза в отношении 2717 нормативных правовых актов, что на 11,6% больше по сравнению с 2018 годом – 2435, из них:
1 устав Свердловской области, 202 закона Свердловской области, 18 постановлений Законодательного Собрания Свердловской области, 159 указов Губернатора Свердловской области, 819 постановлений Правительства Свердловской области, 1518 актов иных органов исполнительной власти Свердловской области.

В 2019 году в 27 случаях (1% от общего числа проведенных правовых экспертиз) подготовлены экспертные заключения с выводами о несоответствии федеральному законодательству, в 2018 году – в 17 случаях.

Все нормативные правовые акты, в которых по результатам экспертиз выявлены противоречия федеральному законодательству, можно классифицировать по сферам правового регулирования следующим образом:

в сфере государственной гражданской службы – 14;

в сфере предоставления органами государственной власти государственных услуг – 10;

в сфере осуществления органами государственной власти государственного контроля (надзора) – 3.

Несоответствия связаны с наличием в правовых актах норм и положений, противоречащих федеральному законодательству. Причиной выявленных несоответствий, как правило, являются изменения в федеральном законодательстве.

Экспертные заключения о несоответствии федеральному законодательству направлены в орган, принявший акт, а также в Прокуратуру Свердловской области.

В отношении 17 экспертных заключений из органов государственной власти, издавших соответствующие нормативные правовые акты, получены официальные ответы с выражением официальной позиции о согласии с выводами, содержащимися в экспертных заключениях.

В 2019 году в соответствии с экспертными заключениями Главного управления (в том числе подготовленными в 2018 году) устранены нарушения федерального законодательства в 20 нормативных правовых актах.

По состоянию на 31.12.2019 статус несоответствующих федеральному законодательству имеют 14 нормативных правовых актов Свердловской области.

 

III. Осуществление мониторинга регионального законодательства

 

В соответствии с подпунктом 11 пункта 6 положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, Главное управление подготавливает обзоры нормотворчества субъекта (субъектов) Российской Федерации в соответствующей сфере правоотношений.

В соответствии с поручениями Минюста России, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и в целях соблюдения полноты правового регулирования по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, подготовлены:

обзор нормотворчества субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа в сфере государственной гражданской службы;

информация по результатам анализа полноты и достаточности нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации Уральского федерального округа по вопросам обеспечения деятельности антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации;

информация по результатам анализа федерального законодательства о видах муниципального контроля, обязательных к осуществлению органами местного самоуправления.

 

IV. Государственная регистрация уставов муниципальных образований

 

В соответствии с подпунктом 23 пункта 6 положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, Главное управление осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.

В 2019 году на государственную регистрацию поступило 232 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований, что на 20% меньше, чем в 2018 году – 290.

Зарегистрировано 216 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, что на 17,3% меньше, чем в 2018 году – 261.

В отношении 14 муниципальных правовых актов было принято решение об отказе в государственной регистрации, что составило 6% от общего количества муниципальных правовых актов, поступивших на государственную регистрацию.

В 2018 году было принято решение об отказе в государственной регистрации в отношении 22 муниципальных правовых актов, что составило 7,6% от общего количества муниципальных правовых актов, поступивших на государственную регистрацию.

В 2019 году было возвращено 3 пакета документов (в 2018 году – 7).
В процентном выражении данный показатель составил 1,3% от общего числа муниципальных правовых актов, находившихся на государственной регистрации. Аналогичный показатель 2018 года составил 2,4%.

В государственный реестр муниципальных образований включены все 94 муниципальных образования, расположенных на территории Свердловской области, из них: 68 городских округов, 5 муниципальных районов, 5 городских и 16 сельских поселений.

В целях обеспечения соответствия уставов муниципальных образований действующему законодательству Главным управлением рассмотрено 232 проекта муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, что на 20,3% меньше, чем в 2018 году – 291. В 168 проектах были выявлены различного рода нарушения действующего законодательства (показатель 2018 года – 223). Главным управлением самостоятельно разработано и предложено главам муниципальных образований 2 проекта муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (в 2018 году – 3).

Кроме того, Главному федеральному инспектору в Свердловской области ежемесячно направляется информация о количестве зарегистрированных уставов муниципальных образований, уставов, несоответствующих федеральному законодательству, уставов, находящихся на государственной регистрации.

Практически все предоставленные на государственную регистрацию в 2019 году муниципальные правовые акты направлены на приведение уставов муниципальных образований в соответствие с действующим федеральным и областным законодательством.

В целях взаимодействия с прокуратурой Свердловской области заключено соглашение по вопросам обмена информацией, во исполнение которого Главным управлением в прокуратуру Свердловской области ежемесячно направляется информация о соответствии уставов муниципальных образований Свердловской области федеральному законодательству.

Указанная информация также направляется в Правительство Свердловской области и Законодательное Собрание Свердловской области.

Управляющим управленческих округов Свердловской области ежеквартально направляется информация о приведении уставов муниципальных образований Свердловской области в соответствие с федеральным законодательством.

Информация о мерах прокурорского реагирования в Главное управление не поступает.

В рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления Главным управлением проводились следующие мероприятия:

- регулярно предоставляются разъяснения по вопросам внесения изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, а также по надлежащему оформлению документов для их представления на государственную регистрацию, по указанным вопросам ведется личный прием представителей муниципальных образований, а также их постоянное консультирование по телефону «горячей линии»;

- принято участие в 232 рабочих группах по разработке проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (за 2018 год – в 291 рабочей группе);

- принято участие в семинаре для депутатов и специалистов, обеспечивающих деятельность представительных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, посвященном актуальным вопросам порядка принятия, подписания, представления на государственную регистрацию и вступления в силу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований;

- принято участие в семинаре для сотрудников органов прокуратуры, посвященном практике государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований;

- разработано 2 проекта модельных изменений в уставы муниципальных образований.

За период с 1 сентября 2005 года по настоящее время решений судов и информации об обжаловании регистрационных действий, в том числе отказов в регистрации уставов муниципальных образований, не поступало.

 

V. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
органов государственной власти Свердловской области
и уставов муниципальных образований

 

В соответствии с подпунктами 18 и 19 пункта 6 положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014
№ 25, Главное управление проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.

В 2019 году антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 2717 нормативных правовых актов Свердловской области, что на 11,6% больше по сравнению с 2018 годом – 2435.

По результатам проведенных антикоррупционных экспертиз коррупциогенные факторы выявлены в 5 нормативных правовых актах Свердловской области (выборочное изменение объема прав, определение компетенции по формуле «вправе», нормативные коллизии). Аналогичный показатель 2018 года – 1.

В настоящее время выявленные коррупциогенные факторы устранены.

В 2019 году антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 230 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, что на 18,7% меньше по сравнению с 2018 годом – 283.

По результатам проведенных антикоррупционных экспертиз в 1 муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования выявлен коррупциогенный фактор (широта дискреционных полномочий). Показатель 2018 года – 1.

В настоящее время выявленный коррупциогенный фактор не устранен.

Кроме того, в 2019 году коррупциогенные факторы выявлены в 14 проектах  региональных и муниципальных нормативных правовых актов, в 2018 году –
в 12 проектах региональных и муниципальных актов.

Следует отметить, что активная и своевременная работа с проектами нормативных правовых актов позволяет существенно сократить случаи принятия органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления региональных и муниципальных нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.

28 апреля 2020 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).