Публикации в СМИ
Ко дню рождения Минюста в Екатеринбурге открылась выставка (программа «Вести Урал» ГТРК Урал от 06.09.2021)
Об истории создания и становления Министерства юстиции (программа "Линия защиты" радио Город FM 10.06.2022)
Торжественный вечер, посвященный 220-летию Минюста России, и открытие выставки "На страже законности" (Свердловское областное телевидение 08.09.2022)
История создания
Министерство юстиции России
Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.
На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.
Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.
Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.
В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.
После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.
По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.
Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.
Законотворчество Министерства юстиции конца XIX в. — начала XX в. характеризуется особым вниманием к правам личности. В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений, утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины XIX в. министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге.
13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».
После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.
Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.
С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.
В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».
По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.
Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.
После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.
На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.
Мероприятия посвященные 220-летию Минюста России
Выставка "На страже закона и справедливости"
Выставка организована Главным управлением совместно со Свердловской областной универсальной научной библиотекой им. В. Г. Белинского в Свердловском региональном центре Президентской библиотеки
"8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было учреждено Министерство юстиции России, на которое были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Министерство занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. За многолетнюю историю Министерство юстиции прошло через большие структурные и функциональные изменения, но на всех этапах развития Российского государства министерство продолжает выполнять свое главное предназначение — достижение и укрепление законности и справедливости" - отметил на открытии выставки начальник Главного управления Д.В. Павин.
Выставка предоставила возможность ознакомиться с исторической хроникой становления Министерства юстиции: от кодификации законодательства Российской империи и судебной реформы 1864 года, через изменения в эпоху становления Советского государства и упразднение министерства в 1963 году, до сегодняшнего дня – Министерства юстиции как обязательного элемента государственной системы, обеспечивающего формирование и развитие правового государства.
Кроме того, на выставке были представлены издания, посвященные уголовно-исполнительной системе, институтам адвокатуры и нотариата, история становления и развития которых неразрывно связана с Министерством юстиции.
Конкурс детских работ «Конституция Российской Федерации глазами детей»
В Главном управлении в марте 2022 года среди детей сотрудников был проведен конкурс детских работ по трем номинациям: эссе, стихотворение, рисунок. Лучшие работы направлены в Минюст России, который готовит к изданию книгу «Конституция Российской Федерации глазами детей».
День открытых дверей
18 мая 2022 г. в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области прошел День открытых дверей для выпускников высших учебных заведений г. Екатеринбурга юридического профиля.
В ходе мероприятия проведена встреча выпускников с руководством Главного управления и структурных подразделений. Студентам рассказали об 220-летней истории Министерства юстиции, его роли и месте в государственной системе России.
Студентов подробно ознакомили с основными направлениями деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, порядке и условиях прохождения федеральной государственной гражданской службы в Главном управлении, а также ответили на интересующие их вопросы.
Встреча получился живой и интересной. Выпускники были приглашены на службу в Главное управление после окончания высшего учебного заведения.
Выставка "На страже законности"
Совместная выставка Главного управления Минюста России по Свердловской области и Управления архивами Свердловской области. Представлены документы исторического периода с XIX века до наших дней о становлении органов юстиции на Среднем Урале: циркуляры, приказы, инструкции органов юстиции, предписания для народных судов.
Интервью
Интервью заведующего кафедрой гражданского процесса Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева, профессора, д.ю.н., заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Почетного президента Нотариальной палаты Свердловской области Яркова В.В.
8 сентября 2022 года отмечается 220-летие со дня образования Министерства юстиции Российской Федерации.
В преддверии юбилейной даты мы обратились к доктору юридических наук, профессору и заведующему кафедрой гражданского процесса Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, Почетному президенту Нотариальной палаты Свердловской области Яркову Владимиру Владимировичу.
- Владимир Владимирович, долгие годы Ваша профессиональная деятельность была тесно связана с Министерством юстиции, какую роль в Вашей жизни играет данное ведомство?
- Роль Министерства юстиции Российской Федерации велика в нашей стране. Как говорил один из выдающихся Министров юстиции СССР профессор В.Ф. Яковлев в конце 80-х годов ХХ века, Министерство является рабочим органом Правительства нашей страны по выработке и осуществлению ключевых положений правовой политики, правового обеспечения выполнения политических, экономических и социальных функций государством, в сфере законопроектной работы. Характеристика В.Ф. Яковлева полностью применима и к Министерству юстиции России, продолжающего 220-летнюю традицию со времен первого Министра Г.Р. Державина.
Для меня Министерство юстиции России – ключевой орган в сфере правового регулирования и правоприменения нашей страны. Кроме того, Министерство юстиции много сделало и делает для научной проработки правовой проблематики. Помимо многочисленных конференций и семинаров по самым различным аспектам правового регулирования и правоприменения всемирную известность приобрел Санкт-Петербургский международный юридический форум. Данный форум стал признанной площадкой для обсуждения, прогнозирования и выработки решений по самым актуальным вопросам права и поиска новых решений на глобальном уровне. Я принимал участие как в самом первом форуме, так и в целом ряде последующих, и всегда видел неизменно высокий уровень дискуссии и принимаемых рекомендаций, многие из которых вошли в тексты законов, иных нормативных актов и в судебную практику.
Также по роду моей научной работы я входил и вхожу в ряд органов при Министерстве юстиции России: научно-консультативный совет по международному праву, совет по совершенствованию третейского разбирательства, а также научно-консультативный совет при Федеральной службе судебных приставов (являющейся частью органов юстиции). Эта интересная работа, позволяющая видеть все многообразие полномочий Министерства юстиции и ту серьезность предварительной проработки вопросов, которые затем обретают силу правовых решений.
- Расскажите о своем сотрудничестве с Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области?
- В годы моей работы руководителем Нотариальной палаты Свердловской области я находился в постоянном рабочем взаимодействии с Главным управлением Министерства юстиции России по Свердловской области. Здесь хочу напомнить, что российский нотариат относится к нотариату Латинского типа. А первая заповедь Латинского нотариата «Уважай свое Министерство». Целый ряд вопросов нотариальной деятельности находится в совместном ведении Министерства юстиции и Нотариальной палаты либо исключительной компетенции Министерства юстиции. Я всегда находил понимание, поддержку и стремление помочь в решении насущных вопросов нотариальной деятельности для оказания правовой помощи гражданам и организациям.
Самые добрые слова всем руководителям территориальных органов Министерства юстиции нашей области, и особенно теплые слова руководителю Главного управления Дмитрию Владимировичу Павину, вдумчивому и внимательному руководителю, всегда нацеленного на поиск оптимального и взвешенного решения. За годы моей работы нам всегда удавалось найти понимание и поддержку в Главном управлении, что позволило в свою очередь нотариату области успешно выполнять свои функции. Д.В. Павин много сделал для развития системы нотариальной правовой помощи в Свердловской области, и эта работа продолжается с нашим новым Президентом палаты Ириной Викторовной Переваловой.
- Какие, на Ваш взгляд, наиболее значимые перемены и достижения в деятельности органов юстиции произошли в последнее время?
- Министерство юстиции является частью российской правовой системы и поэтому те перемены, которые происходят в самых разных сферах осуществления полномочий органов государственной власти, неизбежно отражаются и в деятельности органов юстиции. Это цифровизация многих видов деятельности, осуществление ряда полномочий в дистанционном формате, появление новых функций и полномочий и в целом стремление идти «в ногу с веком». Также большим достижением я считаю широкую гласность и прозрачность осуществления ключевых полномочий органов юстиции, в том числе связанных с нотариатом и другими сферами, подведомственными Министерству юстиции. Это позволяет повысить уровень доверия граждан как к государству в целом, так и к органам юстиции, в частности.
- Что бы вы могли пожелать сотрудникам органов юстиции в юбилейный год?
- Поддерживать высокую эффективность работы, развивать новые направления деятельности, а должностным лицам, сотрудникам органов юстиции и их семьям – самые искренние пожелания здоровья, благополучия, успешной работы на благо Российской Федерации и всех граждан нашей страны.