Министерство юстиции Российской Федерации

220 лет Министерству юстиции Российской Федерации

Последнее обновление: 12 сентября 2022

Публикации в СМИ

История создания

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца XIX в. — начала XX в. характеризуется особым вниманием к правам личности. В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений, утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.

С середины XIX в. министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.

Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.

Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

 

Мероприятия посвященные 220-летию Минюста России

Выставка организована Главным управлением совместно со Свердловской областной универсальной научной библиотекой им. В. Г. Белинского в Свердловском региональном центре Президентской библиотеки 

"8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было учреждено Министерство юстиции России, на которое были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Министерство занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. За многолетнюю историю Министерство юстиции прошло через большие структурные и функциональные изменения, но на всех этапах развития Российского государства министерство продолжает выполнять свое главное предназначение — достижение и укрепление законности и справедливости" - отметил на открытии выставки начальник Главного управления Д.В. Павин.

Выставка предоставила возможность ознакомиться с исторической хроникой становления Министерства юстиции: от кодификации законодательства Российской империи и судебной реформы 1864 года, через изменения в эпоху становления Советского государства и упразднение министерства в 1963 году, до сегодняшнего дня – Министерства юстиции как обязательного элемента государственной системы, обеспечивающего формирование и развитие правового государства.

Кроме того, на выставке были представлены издания, посвященные уголовно-исполнительной системе, институтам адвокатуры и нотариата, история становления и развития которых неразрывно связана с Министерством юстиции.

В Главном управлении в марте 2022 года среди детей сотрудников был проведен конкурс детских работ по трем номинациям: эссе, стихотворение, рисунок. Лучшие работы направлены в Минюст России, который готовит к изданию книгу «Конституция Российской Федерации глазами детей».

18 мая 2022 г. в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области прошел День открытых дверей для выпускников высших учебных заведений г. Екатеринбурга юридического профиля.

В ходе мероприятия проведена встреча выпускников с руководством Главного управления и структурных подразделений. Студентам рассказали об 220-летней истории Министерства юстиции, его роли и месте в государственной системе России.

Студентов подробно ознакомили с основными направлениями деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, порядке и условиях прохождения федеральной государственной гражданской службы в Главном управлении, а также ответили на интересующие их вопросы.

Встреча получился живой и интересной. Выпускники были приглашены на службу в Главное управление после окончания высшего учебного заведения.

Совместная выставка Главного управления Минюста России по Свердловской области и Управления архивами Свердловской области. Представлены документы исторического периода с XIX века до наших дней о становлении органов юстиции на Среднем Урале: циркуляры, приказы, инструкции органов юстиции, предписания для народных судов.

 

Интервью

8 сентября 2022 года отмечается 220-летие со дня образования Министерства юстиции Российской Федерации.

В преддверии юбилейной даты мы обратились к доктору юридических наук, профессору и заведующему кафедрой гражданского процесса Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева, заслуженному деятелю науки Российской Федерации, Почетному президенту Нотариальной палаты Свердловской области Яркову Владимиру Владимировичу.

- Владимир Владимирович, долгие годы Ваша профессиональная деятельность была тесно связана с Министерством юстиции, какую роль в Вашей жизни играет данное ведомство?

- Роль Министерства юстиции Российской Федерации велика в нашей стране. Как говорил один из выдающихся Министров юстиции СССР профессор В.Ф. Яковлев в конце 80-х годов ХХ века, Министерство является рабочим органом Правительства нашей страны по выработке и осуществлению ключевых положений правовой политики, правового обеспечения выполнения политических, экономических и социальных функций государством, в сфере законопроектной работы. Характеристика В.Ф. Яковлева полностью применима и к Министерству юстиции России, продолжающего 220-летнюю традицию со времен первого Министра Г.Р. Державина.

Для меня Министерство юстиции России – ключевой орган в сфере правового регулирования и правоприменения нашей страны. Кроме того, Министерство юстиции много сделало и делает для научной проработки правовой проблематики. Помимо многочисленных конференций и семинаров по самым различным аспектам правового регулирования и правоприменения всемирную известность приобрел Санкт-Петербургский международный юридический форум. Данный форум стал признанной площадкой для обсуждения, прогнозирования и выработки решений по самым актуальным вопросам права и поиска новых решений на глобальном уровне. Я принимал участие как в самом первом форуме, так и в целом ряде последующих, и всегда видел неизменно высокий уровень дискуссии и принимаемых рекомендаций, многие из которых вошли в тексты законов, иных нормативных актов и в судебную практику.

Также по роду моей научной работы я входил и вхожу в ряд органов при Министерстве юстиции России: научно-консультативный совет по международному праву, совет по совершенствованию третейского разбирательства, а также научно-консультативный совет при Федеральной службе судебных приставов (являющейся частью органов юстиции). Эта интересная работа, позволяющая видеть все многообразие полномочий Министерства юстиции и ту серьезность предварительной проработки вопросов, которые затем обретают силу правовых решений.

- Расскажите о своем сотрудничестве с Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области?

- В годы моей работы руководителем Нотариальной палаты Свердловской области я находился в постоянном рабочем взаимодействии с Главным управлением Министерства юстиции России по Свердловской области. Здесь хочу напомнить, что российский нотариат относится к нотариату Латинского типа. А первая заповедь Латинского нотариата «Уважай свое Министерство». Целый ряд вопросов нотариальной деятельности находится в совместном ведении Министерства юстиции и Нотариальной палаты либо исключительной компетенции Министерства юстиции. Я всегда находил понимание, поддержку и стремление помочь в решении насущных вопросов нотариальной деятельности для оказания правовой помощи гражданам и организациям.

Самые добрые слова всем руководителям территориальных органов Министерства юстиции нашей области, и особенно теплые слова руководителю Главного управления Дмитрию Владимировичу Павину, вдумчивому и внимательному руководителю, всегда нацеленного на поиск оптимального и взвешенного решения. За годы моей работы нам всегда удавалось найти понимание и поддержку в Главном управлении, что позволило в свою очередь нотариату области успешно выполнять свои функции. Д.В. Павин много сделал для развития системы нотариальной правовой помощи в Свердловской области, и эта работа продолжается с нашим новым Президентом палаты Ириной Викторовной Переваловой.

- Какие, на Ваш взгляд, наиболее значимые перемены и достижения в деятельности органов юстиции произошли в последнее время?

- Министерство юстиции является частью российской правовой системы и поэтому те перемены, которые происходят в самых разных сферах осуществления полномочий органов государственной власти, неизбежно отражаются и в деятельности органов юстиции. Это цифровизация многих видов деятельности, осуществление ряда полномочий в дистанционном формате, появление новых функций и полномочий и в целом стремление идти «в ногу с веком». Также большим достижением я считаю широкую гласность и прозрачность осуществления ключевых полномочий органов юстиции, в том числе связанных с нотариатом и другими сферами, подведомственными Министерству юстиции. Это позволяет повысить уровень доверия граждан как к государству в целом, так и к органам юстиции, в частности.

- Что бы вы могли пожелать сотрудникам органов юстиции в юбилейный год?

- Поддерживать высокую эффективность работы, развивать новые направления деятельности, а должностным лицам, сотрудникам органов юстиции и их семьям – самые искренние пожелания здоровья, благополучия, успешной работы на благо Российской Федерации и всех граждан нашей страны.

Официальный интернет-ресурс Министерства юстиции Российской Федерации.